Гидроцилиндр представляет собой разновидность гидродвигателя, основная задача которого – создание высокого давления рабочей жидкости и преобразование полученной энергии в поступательное движение поршня. Принцип действия устройств похож с таковым у пневматических цилиндров с одной лишь разницей. В гидравлических цилиндрах в качестве рабочей среды используется жидкости, а в пневматических – газ.
Существует 4 основных вида гидроцилиндров: одностороннего и двустороннего действия, телескопические и дифференциальные. Рассмотрим их.
-
Односторонние
Выдвижение поршня в односторонних гидроцилиндрах происходит за счёт создания давления в рабочей камере, а его возврат в камеру при помощи пружины, которая и играет роль возвратного механизма. Иногда вместо пружины используется энергия поднятого тела либо энергия, полученная от другого гидроцилиндра.
-
Двусторонние
Прямой и обратный ход поршня в гидроцилиндрах двустороннего типа производится только лишь за счёт создания давления жидкости. Поршневая камера таких устройств имеет 2 рабочих отверстия, через которые нагнетается и выкачивается жидкость, – поршень перемещается между ними.
Недостаток данных гидроцилиндров заключается в разной скорости движения поршня – при рабочем ходе она несколько больше, нежели при обратном. Это происходит из-за разницы площадей поперечного сечения в штоковой и поршневой сторонах рабочей камеры.
-
Телескопические
Получили своё название благодаря тому, что такие гидроцилиндры конструктивно напоминают телескопичку (рыболовную удочку) или выдвижную подзорную трубу. Их в основном применяют там, где требуется большой ход штока, но сам размер цилиндра (в исходном, не выдвинутом состоянии) должен иметь малые размеры – например, в качестве подъёмных механизмов кузовов самосвалов.
В таких гидроцилиндрах каждый предыдущий корпус одного цилиндра является одновременно штоком для последующего. Данные устройства имеют и одностороннее, и двустороннее исполнение.
-
Дифференциальные
Схема работы дифференциальных цилиндров схожа с двусторонними аналогами. Но благодаря некоторым изменениям в конструкции устройства удалось устранить разницу в скорости движения поршня при прямом и обратном ходе.
Схема подключения рабочих органов цилиндра получила название «дифференциальная» или «кольцевая» из-за принципа работы. В таких гидроцилиндрах при рабочем движении поршня жидкость из штоковой стороны камеры не сливается в накопительную ёмкость (как у аналогов двустороннего типа), а переливается в поршневую область. А при обратном движении жидкость из поршневой области переливается в бак, откуда она вновь попадает в штоковую сторону камеры (при рабочем движении). Т.е. в дифференциальных гидроцилиндрах жидкость двигается по круговой схеме (начиная с рабочего хода штока): поршневая область, бак, штоковая область и далее.